Цитаты из русской классики со словосочетанием «мессианское сознание»
Это пророческое
мессианское сознание не исчезает в христианском мире, но претворяется и преображается.
Именно у Достоевского наиболее остро русское
мессианское сознание, оно гораздо острее, чем у славянофилов.
И так же, как юдаизму свойственно было
мессианское сознание, оно свойственно было русскому православию.
Но после явления Христа в пределах христианского мира невозможно уже
мессианское сознание народа.
Религиозные корни мессианизма — в
мессианском сознании еврейского народа, в его сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
Такое
мессианское сознание было в Германии в начале XIX века.
Но если польское
мессианское сознание и может быть поставлено выше русского мессианского сознания, я верю, что в самом народе русском есть более напряженная и чистая жажда правды Христовой и царства Христова на земле, чем в народе польском.
В
мессианском сознании Достоевского нельзя найти той чистой жертвенности, которая вдохновляла мессианское сознание поляков.
Христианское
мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский.
Христианское
мессианское сознание не может быть утверждением того, что один лишь русский народ имеет великое религиозное призвание, что он один — христианский народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела, а все остальные народы — низшие, не христианские и лишены религиозного призвания.
Мессианское сознание есть сознание пророческое, мессианское самочувствие — пророческое самочувствие.
Мессианское сознание — мировое и сверхнациональное.
Мессианское сознание имеет свои корни в религиозном сознании еврейского народа, в переживании Израилем своей богоизбранности и единственности.
Мессианское сознание у Вл. Соловьева, как и у Достоевского, — мировое.
В христианском человечестве
мессианское сознание может быть обращено лишь вперед, лишь к Христу Грядущему, ибо по существу это сознание — пророческое.
Внутри самого
мессианского сознания происходит смешение мессианизма христианского с мессианизмом еврейским.
Мессианское сознание есть сознание избранного народа Божьего, народа, в котором должен явиться Мессия и через который должен быть мир спасен.
Это всемирное по своим притязаниям
мессианское сознание евреев было оправдано тем, что Мессия явился в недрах этого народа, хотя и был отвергнут им.
Это русское
мессианское сознание было замутнено, пленено языческой национальной стихией и искажено пережитками сознания юдаистического.
Мессианское сознание народа может быть лишь плодом великих народных страданий.
Достоевский и Вл. Соловьев по универсальному характеру своего
мессианского сознания могут быть сопоставлены с великими польскими мессионистами: с Мицкевичем, Словацким, Красинским, Товянским, Цешковским, Вронским.
И русское и польское
мессианское сознание связывает себя с христианством, и одинаково полно оно апокалиптических предчувствий и ожиданий.
В
мессианском сознании всегда есть исступленное обращение к чудесному, к катастрофическому разрыву в природном порядке, к абсолютному и конечному.
Мессианское сознание в христианском мире антиномично, как и все в христианстве.
Народ
мессианского сознания и назначения также один, как один Мессия.
Все великие народы проходят через
мессианское сознание.
Но это русское
мессианское сознание не пронизано светом сознания, не оформлено мужественной волей.
Это общее и роднящее чувствуется на вершинах духовной жизни русского и польского народа, в
мессианском сознании.
Но христианское
мессианское сознание народа может быть исключительно жертвенным сознанием, сознанием призванности народа послужить миру и всем народам мира делу их избавления от зла и страдания.
Мессианское сознание не есть националистическое сознание; оно глубоко противоположно национализму; это — универсальное сознание.
Для истории русского
мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным
мессианское сознание.
Но в образе Шатова обнаруживается и двойственность
мессианского сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского народа.
Мы тут прикасаемся к двойственности русского
мессианского сознания и к его главному срыву.
И не случайно именно у этих народов сильно
мессианское сознание.
Но русское
мессианское сознание, как и русский эсхатологизм, было двойственно.
Достоевский наиболее яркий выразитель русского
мессианского сознания.
Он отлично понимал, что
мессианское сознание — универсально, говорил об универсальном призвании народа.
Империалистический соблазн входит в
мессианское сознание.
Это есть секуляризация древнееврейского
мессианского сознания.
И это
мессианское сознание, рабочее и пролетарское, сопровождается почти славянофильским отношением к Западу.
Он означал неблагополучие русского
мессианского сознания.
Такова судьба русского
мессианского сознания.
Мессианское сознание не есть националистическое сознание, — всегда ведь партикуляристическое, это — сознание универсальное.
И
мессианское сознание внутри христианского мира есть всегда реюдаизация христианства, возвращение к древнееврейскому отождествлению религиозно-вселенского с национальным.
Грех народопоклонства лежит в основе
мессианского сознания, и за грех этот следует неотвратимая кара.
Мессианское сознание народа есть универсальное, вселенское сознание.
Это сопровождалось исключительным подъемом и напряженностью германского
мессианского сознания.
Но в
мессианском сознании Достоевского можно открыть противоречия и опасности всякого мессианского сознания.
И сознание тех, которые осуществляли Третий Интернационал, тоже оказалось по-своему
мессианским сознанием.
Неточные совпадения
У наших националистов официальной марки, как старой формации, так и новейшей западной формации, уж во всяком случае меньше русского
мессианского духа, чем у иных сектантов или иных анархистов, людей темных по своему
сознанию, но истинно русских по своей стихии.
Не научное
сознание в марксизме является источником революционного динамизма, а его
мессианское ожидание.
Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное
сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Языческое мифологическое
сознание знает золотой век, рай в прошлом, но не знает
мессианского ожидания рая в будущем.
Так формулирует Достоевский в «Дневнике писателя» свою потребность в
мессианском национальном
сознании.
Его
мессианское народное
сознание становится универсальным, всемирным, обращенным к судьбе всего мира.
Ассоциации к слову «сознание»
Синонимы к словосочетанию «мессианское сознание»
Предложения со словосочетанием «мессианское сознание»
- Мы тут прикасаемся к двойственности русского мессианского сознания и к его главному срыву.
- Сталину было свойственно мессианское сознание спасителя человечества, понятое ложно, сопряжённое с гордыней и желанием беспредельной власти.
- Он означал неблагополучие русского мессианского сознания.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мессианский»
Сочетаемость слова «сознание»
Значение слова «мессианский»
Значение слова «сознание»
СОЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СОЗНАНИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «сознание»
- … всякая первоначальная причина тотчас тащит за собой другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления.
- Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
- Первая трещина в сознании появлялась не от вражеского удара, а от пощечины, от плевка, от отсутствия государственной власти.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно